Фрагмент для ознакомления
2
Государственное учреждение - организация институционального характера, созданная для удовлетворения определенной общественной потребности. В отличие от бизнес - организаций, где показателем эффективности является прибыль, госучреждение (например, силовое ведомство) может иметь не всегда экономически замеряемые цели, такие как безопасность, законность, надзор, контроль и т.д. От госучреждений все чаще требуется количественная оценка результатов их работы, но измерить эффективность деятельности этих учреждений можно лишь до определенного предела.
Международный опыт показывает, что в последние годы промышленные методы управления внедряются и в государственном секторе. Российское правительство, перенимая этот опыт, делает значительные шаги по пути строительства российской модели государственного управления.
Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р одобрена и рекомендована органам исполнительной власти, в том числе субъектов Федерации, «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг.». Документ явился результатом комплексного анализа реформы 2003 - 2005 гг. и тех социально-экономических и политических процессов, которые сформировались как вследствие, так и вопреки этой реформы.
Российский опыт последних лет показывает: для того чтобы достичь цели государственной политики, недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий. Необходимо организовать выполнение этих планов, вести постоянный контроль их реализации, а при необходимости осуществлять корректировку1. В Концепции провозглашается один из главных принципов государственного управления - управление по результатам. В процессе анализа реализации предыдущих реформ выявлен ряд серьезных проблем, препятствующих формированию системы управления, ориентированного на результат. В частности, отсутствуют методики расчета показателей результативности по ряду важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти; не созданы системы сбора и обработки информации, необходимые для формирования достаточного набора целевых значений показателей результативности, и система мониторинга их достижения; неэффективна существующая система обратной связи с пользователями госуслуг и т. д.
Иными словами, управление эффективностью работы государственного учреждения (ведомства) предусматривает наличие полноценной системы мониторинга социальной эффективности его деятельности. Мониторинг деятельности госучреждения (ведомства) следует понимать как комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за процессом и результативностью достижения социально значимых целей, поставленных перед государственным учреждением (ведомством).
Система показателей мониторинга деятельности МЧС России сформирована по вышеуказанному принципу. Выстраивая «дерево целей», нужно четко осознавать свою социальную миссию. Именно она является исходной точкой его построения.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения поиска и безопасности людей на водных объектах. Миссией, определяющей основные (приоритетные) направления его деятельности, является «предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, спасение людей, материальных и культурных ценностей и оказание помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций и террористических актов, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»1.
Основной целью государственной политики в данной сфере является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности,
1 Материалы к докладу «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в период 2006 - 2008 гг.». М., 2005.
общества и государства, соответствующего критериям приемлемого риска, а в качестве генеральных социально значимых направлений деятельности МЧС России определены: а) снижение рисков и предупреждение чрезвычайных ситуаций различного характера, уменьшение возможного ущерба от них; б) спасение людей в мирное время и обеспечение выживания населения в военный период; в) оказание помощи пострадавшему населению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и орга. - М.: Проспект, 2018. - 793 c.
2. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К°», 2011. - 476 с.
3. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности. - 7-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2012. - 616 с.
4. Григоренко М.М. Безопасность жизнедеятельности. - СПб.: СПбГУЭФ, 2012. - 112 с.
5. Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление: Менеджмент территорий и отраслей. СПб.: ИУЭ, 2012. - 425 с.
6. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 450 с.
7. Игнатов В.В. Введение в специальность государственного и муниципального управления. - Ростов-на Дону, 20